Что представляла собой история, рассказанная в Vice City или San Andreas? Набор интересных, порой даже смешных зарисовок из жизни преступников и всяческого сброда. Основная сюжетная линия достаточно легко терялась в изобилии происходящих событий. По большей части это был сборник рассказов на тему «Как я стал самым крутым бандитом в городе», нежели полноценный роман.
Меня, например, удивила концовка Vice City; я сначала попросту не понял, что финальное задание — действительно последнее. GTA III, в которой персонаж за всю игру не произнес ни слова, вообще лучше не вспоминать. Четвертая часть в этом плане сделала серьезный шаг вперед. Появилось четкое разделение на сюжетные и дополнительные миссии, а главное — история хорошо выписана, и в ней есть интрига.
Правда, разработчики не смогли полностью избавиться от старой проблемы. Ближе к середине игры, когда возрастет количество персонажей и, соответственно, заданий, сюжет начинает слегка расплываться.
В конце может случиться так, что вы выполните все дополнительные поручения и необходимо будет дождаться звонка, чтобы закончить сюжетную линию. Он прозвучит только через два-три игровых дня, и в это время просто нечем заняться. Многих подобная «точка разрыва» может озадачить. Однако даже с учетом мелких нестыковок GTA IV — первая в серии игра с полноценной историей.
Разработчики не только «укрепили» сюжет, но и добавили в него драматизма. Теперь они не только иронизируют по поводу американского образа жизни, но и рассуждают о вполне серьезных вещах. Первое, на что сделан упор, — личная трагедия Нико Беллича. Война на родине и преступное прошлое в Европе оставили свой след в его душе. Но, несмотря на ошибки, он еще не до конца отвердел душой и находится на распутье.
Теперь можно прятаться за укрытиями и стрелять из-за угла.
Горькие воспоминания о войне, ненависть к негодяю, из-за которого погибли товарищи, предательство близких людей уже в Либерти-Сити, встреча с призраками из прошлого — эти сцены обыграны невероятно эмоционально. Сценаристы не скатываются до полного «отбеливания» главного героя, но вы сможете по мере прохождения сделать выбор и дать Нико шанс на искупление. Настолько глубокая проработка персонажа в последний раз была замечена мной в квесте Dreamfall: The Longest Journey, который я считаю игрой в этом плане образцовой.
Вторая главная тема игры — американская мечта. Сценаристы с горькой усмешкой развенчивают главную американскую сказку о всеобщем равенстве и возможности для трудолюбивых граждан упорным трудом сколотить состояние в стране звездно-полосатого флага. Вы не раз встретите персонажей, которые в погоне за хрустящим долларом забыли о человечности.
Впрочем, привычный для серии сарказм никуда не делся. Разработчики зло и с огоньком высмеивают человеческие глупости, постоянно тыкают пальцем в политкорректность и передразнивают видных американских деятелей политики и шоу-бизнеса. Без таких шуток серия GTA перестала бы быть собой, но все же, на мой взгляд, самая ценная часть игры — ее драматическая составляющая.